Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В Омской области в целях социальной поддержки и адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными физическими и (или) психическими возможностями, оставшихся без попечения родителей, действуют специальные учреждения для получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения, воспитания и реабилитации (Кодекс о социальной защите).
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Основанием для организации обучения на дому ребёнка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, указан в письме Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 года № 281-М и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 года № 17-13-186.
Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
- предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
- обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
- выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида (статья 18 Федерального закона № 181, пункты 1, 5, 6 Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861).
В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Кодекса о социальной защите родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение по общеобразовательным программам детей-инвалидов на дому самостоятельно, ежемесячно выплачивается денежная компенсация затрат на воспитание и обучение (далее - компенсация) в размере, исчисленном исходя из суммы базисных показателей расходов на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного и общего образования, установленных областным законодательством для детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии (при реализации программ дошкольного образования) или общеобразовательной школы-интерната (при реализации общеобразовательных программ), разделенной на 25 (количество воспитанников (обучающихся) в классе (классе-комплекте)) и на 12 (количество месяцев в году).
Назначение и выплата компенсации осуществляются в порядке, определённом постановлением Правительства Омской области от 1 ноября 2006 года № 132-п "О порядке назначения и выплаты родителям (законным представителям) денежной компенсации затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому".
Мера социальной поддержки | Куда следует обращаться | Необходимые документы |
Денежная компенсация родителям (законным представителям) затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому | Министерство образования Омской области, отдел общего образования, тел. 24-76-79 | Заявление о назначении компенсации, копия документа, удостоверяющего личность, копия документа, подтверждающего регистрацию родителя (законного представителя) по месту пребывания, месту жительства на территории Омской области, копия документа, подтверждающего факт установления ребёнку инвалидности |
За воспитание каждого подопечного ребенка-инвалида, при наличии соответствующего медицинского заключения, производится денежная выплата в размере 1 700 рублей, которая входит в состав специальной части вознаграждения приёмному родителю (абзац 3 пункта 5 статьи 42 Кодекса о социальной защите).
Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, которым согласно заключению федерального учреждения МСЭ не противопоказано обучение в соответствующих высших и средних учебных заведениях, принимаются в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Данная мера социальной поддержки также распространяется на граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Инвалиды обеспечиваются с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, имеют возможность пользоваться услугами сурдопереводчиков (статья 19 Федерального закона № 181).
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 122).